Тонкая грань взаимоотношений «водитель — инспектор ДПС»

Скорее всего, каждого водителя останавливал инспектор ДПС. А молодые автолюбители в силу своей неопытности иногда не знают, как вести себя после остановки. Что делать при остановке? На каких основаниях инспектор имеет право останавливать авто? Должен ли водитель выходить из машины по требованию сотрудника? Об этом ниже.

Стоит сразу понять, что безосновательно останавливать автомобиль инспектор ДПС не может: это прямое нарушения прав водителя. Поэтому у остановки должна быть законная причина.1. «Наставление» — документ, где четко указаны причины, по которым инспектор может остановить водителя.

2. Нарушение правил дорожного движения со стороны водителя.

3. Нарушение правил со стороны пассажира.

4. Информация о причастности водителя (пассажира) к преступлению, нарушению ПДД или совершению ДТП. Эта информация доказывается наличием ориентировки. Однако если подозрение к причастности основывается на информации дежурного или на визуальных признаках, то инспектор все ровно имеет право остановить авто. В таком случае водитель может сам позвонить в отдел ГИБДД и уточнить основания для остановки.

5. Наличие подозрения о том, что авто находится в угоне или машина используется в противоправных целях. Также для уточнения можно позвонить дежурному.

6. Необходимость инспектора опросить водителя (пассажира) по факту совершения ДТП. Другими словами, вы стали свидетелем ДТП, и у сотрудника ДПС есть об этом информация, то он может остановить машину. При этом сотрудник обязан напомнить водителю, что тот несет ответственность за дачу ложных показаний и имеет право отказаться от свидетельства против себя и близких.

7. Исполнение запрета или ограничения движения по данному участку дороге со стороны госорганов.

8. Привлечение водителя или его авто для оказания помощи сотрудникам ДПС. Тут все как в кино. Например, полиция гонится за нарушителем, и их машина глохнет. Тогда они могут остановить другого водителя и попросить его предоставить им авто для продолжения погони. Хотя стоит сказать, что водитель вправе отказаться, но тогда придется заплатить штраф за отказ в содействии полицейским.

9. И самая частая причина – проверка документов на авто и право управления им. Реже проверяют документы на груз. Тут нужно отметить, что если не ведутся специальные мероприятия, то проверка документов возможна только на постах ДПС.

Автомобиль остановили

В первую очередь инспектор должен представиться, указать должность и звание, показать документы и сообщить причину остановки. Сам процесс не должен занимать много времени. Дело в том, что сотрудник может без особых аргументов затягивать процесс составления протокола. Тогда водитель можно просто попросить сотрудника составить протокол задержания. Но «фишка» в том, что оснований для задержания у сотрудника ДПС может и не быть. Тогда такой протокол можно будет потом легко обжаловать.

В «наставлении» ясно сказано, что инспектор можно только предложить (!) выйти водителю из авто, а не потребовать (!). Требования могут быть обоснованными, если у инспектора есть на это причины. К примеру, признаки опьянения, проведение досмотра авто, либо груза. Опять же, именно досмотра, а не осмотра. В первом случае у инспектора также должны быть причины, которые необходимо обосновать. А во втором случае, т. е. при осмотре, водитель может не выходить из авто.

Также водитель может выйти, если у авто обнаружились технические неисправности. Но водитель всегда может воспользоваться своим законным правом и оставаться в авто. Есть подозрения на опьянение – дышим в трубочку через окно. Сотруднику нужно провести осмотр – пусть бродит вокруг машины сам по себе. Ему нужно проверить номера под капотом – откройте его, не выходя из машины.

Итак, если сотрудник остановил авто для проверки прав, то выходить водитель из машины точно не обязан.

Это все касалось обоснованной остановки. Бывает и по-другому. Например, инспектор требует документы не на посту ДПС и не в рамках проведения специальных мероприятий. Тогда водитель может напомнить сотруднику об ответственности, ведь это, по сути, самоуправство, что вытекает в предупреждение или штраф в «калитку» полицейского. Если это не действует на инспектора, то нужно звонить в полицию.

Делая вывод

Если инспектор изящным движением жеста останавливает вас, то вы обязаны сделать это в любом случае. При этом вы не обязаны покидать авто: можно просто приоткрыть немного боковое стекло. И оставаться в авто можно до тех пор, пока сотрудник ДПС не предъявит весомые для этого причины. Например, тот же досмотр. И в таком случае по итогам досмотра необходимо требовать составления соответствующего протокола.

И помните, закон разрешает водителю вести аудиосъемку и видеосъемку для защиты своих прав.

Опубликовано в Юридически аспекты в жизни автовладельца
Один комментарий на “Тонкая грань взаимоотношений «водитель — инспектор ДПС»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*